Наше понимание поведенческой экономики и финансов сегодня значительно глубже, чем это было во время Адама Смита и, не секрет, что мы не всегда 100% рациональны в наших персональных финансовых решениях. Сколько раз мы подвергаем сомнению свои покупки после их свершения или получение очередного (ненужного) потребительского кредита? Психологи и поведенческие экономисты давно идентифицировали ключевые  когнитивные отклонения в работе нашего мозга, которые приводят к неблагоприятным финансовым решениям, о которых мы потом жалеем.

Википедия определяет “когнитивные искажения” как склонность мыслить определенным образом, которая может привести к систематическим отклонениям от рационального поведения или здравого смысла. То есть наш мозг иногда настраивает нас действовать определенным и не всегда оптимальным образом. Давайте рассмотрим основные типы когнитивных искажений и попробуем понять, как их избежать.

Финансовый фрилансер Эрин достаточно подробно описывает 5 основных когнитивных отклонений, которые мы далее рассмотрим.

1) Соответствие социальной желательности

В силу социальности человека мы переоцениваем вещи, которые мы считаем социально приемлемыми, и недооцениваем то, что отличает нас от других. То есть, если все коллеги по работе ездят на работу на автомобиле, мы просто обязаны влезть в долги и купить машину, даже если до работы ехать одну станцию метро. Поэтому, не бойтесь идти против большинства и улучшать свое финансовое положение!

2) Ошибка “утонувших затрат” (или пролитого молока)

Бывают ситуации, когда мы потратили деньги на вещь, не оправдавшую ожиданий, и не можем остановиться и продолжаем дальше выбрасывать деньги на ветер, чтобы компенсировать начальные затраты. Предположим, мы купили дорогой, но некачественный ноутбук, который требует постоянного ремонта. Лучший способ справиться с такими непогашенными затратами – это признать свои потери, выбросить ноутбук и двигаться дальше, а не тратить время и деньги на такси для поездок в сервисный центр.

3) Эффект деноминации

Это когнитивное заблуждение возникает, когда люди легче расстаются с мелкими купюрами, чем с крупными, с которыми сложнее расстаться или больше покупают на кредитку, чем на наличные. Как говорят американцы, сберегите центы, а доллары сами себя сберегут. Конечно, это не означает, что нужно зажимать каждую копейку, но можно ежедневно записывать расходы и пользоваться одной (дебетной) картой, а не десятком кредиток.

4) Предвзятость подтверждения

Люди склонны отдавать предпочтение такой информации, которая согласуется с их точкой зрения, и игнорировать информацию, которая противоречит их убеждениям. Например, если вы верите, что криптовалюты это выгодная инвестиция, то вы будете превозносить прыжки в стоимости криптовалют и игнорировать финансовые потери других инвесторов. Если из 10 тысяч актеров один станет Брюсом Уиллисом, это не означает, что нужно сразу становиться актером, потому что остальные 9999 работают таксистами и официантами. Поэтому собирайте максимум информации перед тем, как решите инвестировать и критически оценивайте предложения, которые слишком хороши чтобы быть правдивыми.

5) Стадный инстинкт

Многим знакома картина, когда выход нового смартфона сопровождается массовой лихорадкой и толпы страждущих сдают доллары, чтобы быть среди первых счастливых владельцев флагмана. На самом деле, стоит подождать несколько недель, и цена флагмана упадет на несколько сотен долларов. Поэтому не позволяйте другим влиять на ваше мышление до такой степени, что вы больше не решаете за себя.

Надеемся, это описание когнитивных искажений позволит вам избежать неоправданных решений в личных финансах. Покупая что-то на распродаже мы на самом деле не съэкономим так же много, как если бы мы просто потратили 0.

rawpixel